Комплекты тем итогового сочинения с 2023/24 учебного года формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает в себя около 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения (новым является подраздел «Язык и языковая личность»).
№ |
Разделы и подразделы |
1. |
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
1.1. |
Внутренний мир человека и его личностные качества. |
1.2. |
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. |
1.3. |
Познание человеком самого себя. |
1.4. |
Свобода человека и ее ограничения. |
2. |
Семья, общество, Отечество в жизни человека |
2.1. |
Семья, род; семейные ценности и традиции. |
2.2. |
Человек и общество. |
2.3. |
Родина, государство, гражданская позиция человека. |
3. |
Природа и культура в жизни человека |
3.1. |
Природа и человек. |
3.2. |
Наука и человек. |
3.3. |
Искусство и человек. |
3.4. |
Язык и языковая личность |
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Рекомендации доступны для ознакомления на официальных сайтах ФГБНУ «ФИПИ» (https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie) и Рособрнадзора (http://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/itogovoe-sochinenie-izlozhenie/
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году