Образовательная практика: «Марафон медиаграмотности»
Практика реализована на базе МБОУ: Романовская СОШ Ростовской области, в рамках работы кружка «Азбука медиакультуры» в центре «Точка роста» педагогом дополнительного образования Гриздренко Екатериной Андреевной.
Кружок «Азбука медиакультуры» функционирует с 01.09.2020. Рабочая программа этого метапредметного курса внеурочной деятельности составлена Соколовой Натальей Николаевной.
Русский язык. Речевая деятельность современного школьника. 5-7 классы: рабочая программа метапредметного курса «Азбука медиакультуры», технологические карт, дидактические материалы занятий в мультимедийном приложении/ авт.-сост. Н.Н.Соколова.- Волгоград: Учитель.-45 с.
Программа «Азбука медиакультуры» рассчитана на обучающихся 5–7 классов (102 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80 % времени отведено на освоение приемов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
5 класс – «Жанры медиатекстов» – 34 ч, из них 18 аудиторных и 16 внеаудиторных.
6 класс – «Коммуникативный аспект в медиасреде. Работа с медиатекстами» – 34 ч, из них 17 аудиторных и 17 внеаудиторных.
7 класс – «Неоэтикет. Видео как осуществление коммуникации в медиасреде» – 34 ч, из них 17 аудиторных и 17 внеаудиторных.
В 5 классе основной акцент делается на жанровом своеобразии текстов. В программу 5 класса входят темы: «Коммуникация в медиасреде», «Жанровое своеобразие СМС-сообщений», «Жанровое своеобразие электронного письма», «Подпись под фотографией в социальных сетях», «Жанровое своеобразие поликодовых текстов», «Роль рекламы в современном мире».
В 6 классе изучаются медиатексты в качестве коммуникативного аспекта в медиасреде. Рассматриваются следующие темы: «Медиаграмотность современного интернет-пользователя», «Заметка как медиажанр», «Виды современных медиажанров», «Интервью как медиажанр», «Репортаж как медиажанр», «Реклама как медиажанр».
В 7 классе обучающиеся знакомятся с неоэтикетом, рассматривают видеопродукт в качестве коммуникативного аспекта в медиасреде. Изучаются следующие разделы: «Неоэтикет – новая грамотность в медиапространстве», «Ролик как средство воздействия на аудиторию».
В ходе реализации курса обучающиеся создают следующие основные продукты: в 5 классе – экспозиция музея гаджетов, электронное письмо, календарь, коллаж, плакат, постер, логотип, эмблема;
в 6 классе – радиопередача, заметка, пресс-релиз, интервью, репортаж, реклама;
в 7 классе – видеоролик, видеопоздравление.
Работа над созданием продуктов курса предполагает разные формы организации: фронтальную, индивидуальную, парную и групповую.
Программа предусматривает межпредметные связи: литература, музыка, русский язык, история, изобразительное искусство, экология.
Планируемые результаты курса
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- умение адаптироваться в конкретной социальной среде.
Метапредметные:
- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные созданию медиапродукта;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем анализа, сопоставления; использовать алгоритмы, формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы, использовать метод эксперимента и метод моделирования ситуации; приемы наблюдения;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, социометрия, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; использовать языковые, визуальные средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- создавать свой собственный продукт соответственно социальному запросу, конкретной ситуации;
- презентовать продукт массмедиа;
- критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; реконструировать их основания;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять социальный проект;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- применять некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- использовать специальные приемы работы в медиасреде при создании собственного продукта массмедиа;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.
Структура курса и отбор содержания определяются логикой работы с продуктом медиапространства. Каждый раздел курса дает новые знания и формирует навыки грамотного коммуникатора, включает аудиторное занятие и индивидуальные консультации, в ходе которых педагог направляет самостоятельную деятельность обучающихся.
Содержание и описание образовательной практики «Марафон медиаграмотности»
Данная практика реализуется в дистанционном формате в период каникул. К участию приглашаются как участники кружка, так и все желающие. Марафон проводится по аналогии с популярными марафонами в сети Инстаграм. Создаётся чат в мессенджере WhatsApp, где администратор (педагог) отправляет участникам задания и отвечает на вопросы. Задания учитель может выкладывать и у себя на странице Инстаграма отдельным постом. Проверка заданий осуществляется по хештегам в Инстаграме.
Приглашение к участию в марафоне: Что такое медиаграмотность? Это умение правильно читать медиатексты, созданные для обмена информацией, знать их особенности, отличительные черты. Это владение основными компьютерными программами: Power Point, MS Word, MS Excel, MS Office, MS Visual Studio, Adobe Photoshop. Это использование интернет-ресурсов не только как формы досуга, а источника информационной поддержки учебных предметов. Наш марафон позволит тебе повысить свою медиаграмотность: ты научишься безопасному общению в сети Интернет, сделаешь поздравительную открытку в Power Point, узнаешь, что такое логотип и как его можно сделать, получишь сертификат, изготовленный самостоятельно в приложении Canva.
День 1 (понедельник)
Здравствуй, дорогой участник Марафона медиаграмотности! Мы рады тебя приветствовать на первом дне Марафона. Сегодня ты узнаешь о правилах ведения личной страницы в Инстаграме, безопасном поведении в сети Интернет.
Задание: Ознакомься с правилами и выложи у себя на странице пост-знакомство, не забудь поставить хештег #марафонмедиаграмотности1_1
Удачи! Проверка задания состоится во вторник после 18.00.
ПАМЯТКА
«Поведение в соцсети»
1. Своя страница.
1) Правильно создайте профиль – это ваш паспорт.
Почему?
– Будет доступен по запросу.
– Сканируют работодатели.
Как?
– Задать адрес в настройках сервиса, прописать имя и фамилию (www.fasebook.com/имя.фамилия).
– Добавить качественную фотографию.
2) Уважайте стену – это хроника. Всё должно быть достойно. (Это можно показать своей бабушке.)
3) Проверяйте то, что пишут о вас ваши друзья.
4) Держите режим геолокации (если на больничном, не выкладывайте фото с отдыха).
5) Берегите ключ от профиля (пароль).
2. Правила общения.
1) Не настаивайте, если ваше предложение для присоединения не приняли.
2) Можно попросить удалить автора нежелательную запись для вас.
3) Без разрешения на чужую страницу не заходите.
4) Не обижайтесь, если кто-то отсоединяется.
5) Всегда думайте, нужно ли поделиться своими секретами с миром.
6) Не делайте вызывающие посты. (С едой, роскошью.)
7) Управляйте негативными эмоциями.
8) Когда пишите ответ, проверьте его, можно прочитать его вслух.
9) Проверьте запись на предмет опечаток и ошибок.
10) Не скупитесь на добрые слова, поздравления.
11) Не занимайтесь плагиатом.
3. Активизируйте процесс общения.
1) Образовывайте, информируйте, развлекайте своих подписчиков.
2) Оперативно отвечайте и реагируйте на комментарии.
3) Задавайте вопросы.
4) Будьте хорошим слушателем.
Как опубликовать интересный пост?
Пост |
Совет |
1. Интересная цитата, чье-либо высказывание |
Найдите в книге с крылатыми выражениями |
2. Фотоцитата |
Сделайте скриншот из вирусного ролика; выставите фотографию из своих удачных |
3. Интересные истории (притчи) |
Необходим поиск уникальных текстов или создание собственных |
4. Полезные списки |
Составьте список книг по теме, проблеме; вещей, которые необходимо взять в дорогу; составьте правила полезного питания, здорового образа жизни; список музыкальных хитов, фильмов, которые поднимают настроение и т. д. |
5. Аудиокниги |
Прикрепите ссылку на интересную книгу, которую сами читали, и напишите комментарий. Или поделитесь ссылкой на книгу, которую посоветовал человек, внушающий доверие |
6. Подборка файлов |
Составьте подборку лучшей музыки на каждый день, для хорошего настроения, на праздники; лучших фильмов года, комедий, лучшей фантастики; лучших вирусных видео; лучших мотивационных |
7. Пост к событию |
Прикрепите лучшие произведения юбиляра, расскажите историю события |
8. Вирусные |
Прикрепите письмо счастья. Это может быть денежное дерево, елочка, которая приносит счастье, любовь |
День 2 (вторник)
Сегодня, на втором дне Марафона, ты узнаешь, как в презентации Power Point можно сделать поздравительную открытку другу или близкому человеку.
Для этого посмотри учебное видео по ссылке. https://youtu.be/3ECawzzXnQ4 Придумай свою открытку и размести у себя на странице. Помни про грамотность и хештег #марафонмедиаграмотности1_2
Желаем удачи! Проверка задания в среду после 18.00.
День 3 (среда)
Ты отлично справляешь с заданиями Марафона! И сегодня тебе нужно будет сделать отличительный знак Марафона – логотип!
Логотип направлен на повышение узнаваемости фирмы. Он является наиважнейшим элементом фирменного стиля. Удачный лого способен в короткие сроки укрепить имидж компании и повысить эффективность рекламных мероприятий. Фирма, которая не имеет логотипа, теряет способность конкурировать на рынке: ее просто не будут узнавать потенциальные клиенты.
Логотип является первым визуальном объектом в местах продаж и на страницах прессы, поэтому он должен быть информативным, доносить до целевой аудитории характер деятельности компании, быть запоминающимся и показывать компанию в выгодном свете, что в конечном итоге наилучшим образом отразится на ее узнаваемости.
При создании логотипа очень важно учитывать то, как он будет смотреться в уменьшенном виде. Логотип должен быть узнаваем в любом масштабе, поэтому важно использовать детали, которые не пропадают при уменьшении. Логотип не должен содержать мелких линий, точек и т. д.
Некоторые фирмы стремятся сделать свой лого. Логотип компании должен быть и уникальным, не походить на уже имеющиеся на рынке
Логотип должен соответствовать требованиям:
1. Простота.
2. Четкость.
3. Лаконизм.
4. Запоминаемость.
Необходимо, чтобы логотип запомнили, чтобы он стал узнаваемым и чтобы его соотносили с продуктом, фирмой, предприятием.
Для изготовления логотипа нашего Марафона ты можешь воспользоваться бесплатным конструктором https://logoza.ru/
Удачи тебе! Не забудь разместить свой логотип у себя на странице с отметкой #марафонмедиаграмотности1_3. Проверка в четверг после 18.00.
День 4 (четверг)
Задание 4-го дня Марафона: придумай и сконструируй Сертификат участника Марафона на своё имя. Для этого посмотри обучающее видео по созданию сертификата в приложении Canva. https://youtu.be/gl9zcC2fYmY Впечатай свои имя и фамилию, можно вставить логотип из предыдущего задания.
Опубликуй сертификат на своей странице и сопроводи публикацию #марафонмедиаграмотности1_4
Удачи тебе, дорогой марафонец! Дедлайн (последний срок для сдачи задания) в пятницу 18.00.
День 5 (пятница)
Рады приветствовать тебя на заключительном дне нашего Марафона. Ты хорошо потрудился! Каникулы прошли с пользой для твоей медиаграмотности!
Сегодня мы подводим итоги: тебе нужно будет оценить работы своих сомарафонцев. Пройди по хештегам и подари лайк той работе, которая тебе больше всего понравилась.
Победители будут определены в следующих номинациях:
«Лучший пост-знакомство»
«Лучшая поздравительная открытка»
«Лучший логотип Марафона»
«Лучший сертификат участника Марафона»
Удачи вам, ребята! И, конечно, каждый из вас получит сертификат о прохождении нашего марафона!
Описанная практика, направлена на развитие медиакоммуникации, относится к приоритетным направлениям по обновлению технологий дополнительного образования детей, так как умение пользоваться Интернетом, найти нужную информацию, соблюдать правила поведения в Интернете, пользоваться современными технологиями, владеть необходимыми компьютерными программами, соблюдать правила виртуального общения – это необходимость для каждого современного человека. Кроме этого данная технология марафона нашла широкий отклик у учащихся, они с азартом выполняют задания, демонстрируя безграничный творческий потенциал.
Ниже приведены работы участников Марафона.
Открытки:
Логотипы Марафона:
Сертификаты: