Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов.
Это один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы. В феврале 2020 года руководителем проекта был назначен министр просвещения России Сергей Кравцов.
Национальный проект «Образование» ставит своими целями:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области;
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Для этого предусмотрены:
- Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
- Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
- Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
В структуру национального проекта «Образование» входят восемь федеральных проектов:
- Современная школа
- Успех каждого ребенка
- Молодые профессионалы
- Цифровая образовательная среда
- Социальная активность
- Социальные лифты для каждого
- Патриотическое воспитание
- Молодежь России
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ИТОГАМ 2019–2021 ГОДОВ:
Построено более 300 новых школ общей мощностью более 196 тысяч мест.
Более 48% обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, осваивают образовательные программы общего и дополнительного образования с использованием современного оборудования 9500 центров образования «Точка роста».
Созданы и функционируют 183 детских технопарка «Кванториум», в том числе 48 технопарков на базе общеобразовательных организаций.
508 школ, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы, обновили материально-техническую базу для проведения занятий для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в рамках которой в субъектах Российской Федерации работают центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. Более 14% педагогических работников и управленческих кадров системы образования прошли повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам из федерального реестра.
Для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами в 10 педагогических вузах Минпросвещения России функционируют педагогические технопарки «Кванториум».
Созданы более 900 тысяч новых мест дополнительного образования в образовательных организациях различных типов.
В 3360 школах сельской местности и малых городов обновлены условия для занятий физической культурой и спортом.
Созданы и функционируют 126 центров цифрового образования «IT-куб», 30 ключевых центров дополнительного образования детей, 85 мобильных технопарков «Кванториум».
В 44 субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи («Мини–Сириусы»)
Созданы и функционируют 44 центра опережающей профессиональной подготовки и более 2200 современных мастерских, которые обеспечены передовыми технологиями для проведения практических учебных занятий по освоению современных профессий и последующей сдачи экзаменов в форме демонстрационного экзамена.
Более 27% общеобразовательных организаций обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды.
Более 10 миллионов граждан Российской Федерации вовлечены центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Более 560 тысяч граждан Российской Федерации охвачены проведением 20 профессиональных конкурсов в целях предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста.
Более 450 тысяч человек, в том числе детей и молодежи, приняли участие во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях в сфере патриотического воспитания, организованных при грантовой поддержке из средств федерального бюджета.
Сборные команды Российской Федерации успешно приняли участие в международных олимпиадах по 8 общеобразовательным предметам (математика, физика, биология, химия, география, информатика, астрономия и астрофизика, естественные науки для юниоров). Членами сборных команд завоевано 103 медали, в том числе 71 золотая и 31 серебряная
Оказана адресная методическая поддержка методическая поддержка 3 000 общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся.
Адрес сайта Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru